Илдико Эмбер,  Музыка в живописи

 

Эмбер И. Музыка в живописи- Будапешт.: Корвина,1984, 36 с., 48 цветных репродукций

"В старину любители искусства считали разгадку смысла, скрывающегося за изображением, интеллектуальной забавой. С тех пор характер воздействия изобразительного искусства и его восприятие изменились, на передний план вышли скорее эстетические ценности. Однако и сегодня зритель не может отказаться от как можно более глубокого понимания картины как духовного продукта определенной эпохи". 

Этими словами обобщает Илдико Эмблер главную мысль своей увлекательно написанной, содержащей богатый информационный материал книги, которая ориентирует в мире символов, имеющихся на картинах и тематически как-то связанных с музыкой. Автор анализирует, по каким мотивам и с каким содержанием изображали художники различных эпох музыкальные инструменты и вообще связанные с музыкой темы.

Материал этой книги группируется вокруг нескольких важнейших положений. Глава "музыка - самое совершенное искусство" посвящена воспроизведению в живописи представлений о божественном происхождении этого вида искусства и его исключительной власти, а также о роли "двух видов музыки". Мысль о двойственном - божественном и бесовском - характере музыки проходит через все средневековье, об этом идет речь в главе "Ангелы вместо муз".

Темой главы "Музыка исцеляет, возвышает и вдохновляет" является рассмотрение взглядов о магическом влиянии музыки, которые берут начало в античности и с видоизмененным содержанием продолжают жить и в средние века. 

В эпоху Ренессанса началось не только воскрешение античных мифов, но и возникновение новой системы символов, в которой музыкальные инструменты получили своеобразную роль, о чем подробно говорится в главе "Музыка- Любовь - Смерть".

Выбранные для анализа сорок восемь произведений - это в большинстве своем образцы западноевропейской живописи эпох Ренессанса и барокко(среди них работы Джотто, братьев ван Эйк, Фра Анджелико, Пьеро далла Франчески, Мемлинга, Дюрера, Босха, Рафаэля, Караваджо, Рубенса, Рембранта), но для освещения вопроса о возникновении и первоначальном значении символов подборка дополнена несколькими более ранними произведениями.

На суперобложке: Караваджо. Отдых святого семейства на пути в Египет(деталь). Формат: 210х235/15 

Эмбер И. Музыка в живописи

                                                                                          Код книги - 004EM    

  книги