Наиболее
характерные нарушения законодательных
и иных нормативных правовых актов о
труде и охране труда
1. Наиболее хзарактерные
нарушения законодательных н иных
нормативных правовых актов о труде н
охране труда, выявляемые федеральной
инспекцией труда в организацнях Российской Федерацнл (по
основным институтам трудового права).
1.1. Соблюдение требований
законодательства о трудовых договорах.
Наиболее типичнымн нарушениями
требований законодательства о трудовом
договоре являются:
- незаключение трудовых договоров в
письменной форме и использование труда
работников без надлежащего оформления трудовых
отношений;
- отсутствие в трудовых договорах
существенных условий труда (специальности,
квалификации, должности, трудовой
функции, размера оплаты труда и др);
- заключение срочных трудовых договоров
на выполнение работы, носящей очевидно
постоянный характер;
- перезаключение трудовых договоров с
работниками, принятыми на неопределенный
срок, на срочные труловые договоры;
- неправомерное заключение договоров гражданско-правового характера (подряда,
поручения, возмездного оказания услуг и др.)
вместо трудовых договоров;
- установление испытательного срока тем
категориям работников, которым это
запрещено законом, без выраженного на то
согласия работника, либо с
превышенним установленного срока;
- несоблюдение установленных сроков расторжения трудового логовора по
инициативе работника;
- нарушение положений статьи 81 Трудового
кодекса Российской Федерацнн при
сокращении чнсленности или штата
работников организацин;
- ненадлежащее оформление (заполнение) трудовых
книжек, не ознакомлением работников под роспнсь с
записями в трудовых книжках, нарушением
порядка веления личных карточек типовой формы № Т-2;
- невыдача или задержка выдачи трудовых
книжек уволенным работникам, задержка
или отказ в производстве
окончательного расчета прн их увольнении.
1.2. Соблюдение требований
законодательства о рабочем времени и
времени отдыха
Наиболее типичными нарушениями
требований законодательства о рабочем
времени и времени отдыха являются:
- отсутствие локальных
нормативных актов, регулирующих
взаимоотношения работодателей и
работников по вопросам рабочего времени
и и времени отдыха (коллективные договоры,
правила внутреннего трудового
распорядка и др.);
- необоснованное привлечение работников к
сверхурочным работам и работам в
выходные дни, ненадлежащая оплата за эти работы;
- неустановление режима рабочего времени и
времени отдыха, отсутствие графиков
сменности, графиков отпусков, и др.;
- принудительные переводы работников
организаций на неполное рабочее время.
1.3. Соблюдение требований
законодательства о дисциплине труда
Наиболее типичными нарушениями
требований законодательства о
дисциплине труда являются:
- применение к работникам мер дисциплинарпого
всыскания, не предусмотренных статьей 192
Трудового кодекса Российской Федерации (перевод на
нижеаоплачиваемую работу (должность)
предупреждение, штраф за нарушение
трудовой дисциплины, незаконное снижение
заработной платы, оклада, тарифа и др);
- нарушение установленного порядка
привлечения работников к дисциплинарной
ответственности (до применения мер
дисциплинарного взыскания от нарушителей
не истребуются письменные объяснения, не
фиксируются факты отказа работников от
дачи обьяснений, не объявляются приказы о
наложении дисциплинарных взысканий под
расписку, нарушаются сроки наложения
взысканий).
1.4. Соблюдение требований
законодательства о труде женщин
Наиболее типичными нарушениями
требований законодательства о труде
женщин являются:
- нарушение работодателями статьи 253 Трудового
кодекса Российской Федерации в части
соблюдения ограничений по применению труда
женщин на тяжелых работах и на работах с
вредными или опасными условиями труда;
- несоблюдение установленных норм
предельно допустимых нагрузок для женщин
при подъеме и перемещении тяжестей
вручную;
- отказ в предоставлении работницам
дополнительных оплачиваемых дней для
ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с
детства до достижения ими возраста 18 лет,
предусмотренных статьей 262 Трудового
кодекса Российской Федерации;
- нарушение требований статьи 261
Трудового кодекса Российской Федерации,
запрещающей увольнение беременных
женщин по инициативе работодателя;:
- отсутствие душевых, умывальных,
раздевалок, комнат отдыха и приема пищи,
комнат личной гигиены женщин и других
санитарно-бытовых помещенй в
организациях с широким применением
женского труда (статья 223 Трудового
кодекса Российской Федерации);
- задержки или невыплата предусмотренных
законодательством государственных
пособия и компенсационных выплат
женщинам, имеющим детей (по беременности и
родам, единовременное пособие при рождеиии
ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет и ежемесячного
пособия на ребенка).
1.5. Соблюдение требований
законодательства о труде работников в
возрасте до восемнадцати лет
Проверки федеральной инспекции труда показали, что
во многих регионах вопросам
профессиональной ориентации
несовершеннолетних и их трудоустройству на
постоянную работу не
уделяется должного внимания, механизм
трудоустройства несовершеннолетних в
счет установленных органами местного
самоуправления квот во многих местах не
действует, их труд чаще всего применяется на
малопривлекательных работах и должностях
(например, разнорабочий, подсобный
рабочий, рабочий по обслуживанию зданий
либо по уборке территории, скотник,
санитарка, техничка и т.п.) .
Наиболее типичными нарушениями
требований законодательства о труде
работников в возрасте до восемнадцати
лет являются:
- прием на работу лиц моложе 21 года, не
прошедших предварительный обязательный
медицинский осмотр, непроведение ежегодных
обязательных медицинских осмотров работннков в
возрасте до восемнадцати лет за счет средств
работодателя;
- установление прн приеме на работу
испытателных сроков лицам в возрасте до
восемнадцати лет;
- неустанавливление сокращенной
продолжительности рабочего времени для
работников в возрасте до восемнадцати лет,
привлечение их к сверхурочным работам и
работам в выходные дни;
- заключение с работниками в возрасте до
восемнадцати лет письменных договоров о
полной материальной ответственности, на
основании которых нередко производятся
удержания из их заработной платы;
- применение труда работников в возрасте
до восемнадцати лет на тяжелых работах и
на работах с вредными или опасными условиями
труда, а также на работах, выполнение
которых может нанести вред их
нравственному развитию;
- предоставление работникам в возрасте до
восемнадцати лет ежегодных оплачиваемых
отпусков продолжительностью менее 31
календарного дня;
- расторжение трудовых договоров с работниками в возрасте
до восемнадцати лет по инициативе
работодателя без согласия
государственной инспекции труда в
субъекте Российской Фелерации и районной (городской)
комиссии по делам
несовершеннолетних.
1.6. Соблюдение требований
законодательства о коллективных
договорах и соглашениях
Наиболее типичными нарушениями
требований законодательства о
коллективных договорах и соглашениях являются:
- в коллективных договорах большинства организаций
содержится минимум социальных гарантий,
предусмотренных законодательством,
содержание многих из них представляет
механическое дублирование положений
трудового законодательства без их
конкретизации и закрепления
дополнительных условий и мероприятий (по
вопросам оплаты труда, труда женщин и
работников в возрасте до восемнадцати лет,
охраны труда, бесплатной выдачи спецодежды,
молока, моющих средств и др), в том числе
стимулирующих трудовую активность работников;
- в коллективные договоры включаются условия,
противоречащие действующему
законодательству, ухудшающие условия
труда и положение работников (в частности,
нормы, предусматривающие возможность
задержки выплаты заработной платы и её
снижения, возможность перевода
работников на срочные трудовые договоры и на
нижеоплачиваемую работу), а также мероприятия по
применению дисциплинарных взысканий, не
предусмотренных законом (незаконные
штрафные санкции в отношении работников, взыскание с работников не
только прямого ущерба, причиненного
предприятию, но и упущенной выгоды, и др.);
- коллективные договоры содержат
нормы, предусматривающие дисциплинарную
ответственность за проступки, не
связанные с трудовыми отношениями (попадание
в медицинский вытрезвитель в нерабочее
время, совершение административного
правонарушения, нарушение общественного
порядка и др.).
1.7. Соблюдение требований
законодательства об охране труда
В дополнение к ранее упомянутым, наиболее
распространенными нарушениями
требований законодательства об охране
труда также являются следующие:
- не прохождение руководителями и специалистами организаций в
установленном порядке обязательного
обучения по охране труда и проверки знаний
требований охраны труда;
- отсутствие в организациях разработанных и утвержденных
работодателями с учетом мнения выборного
профсоюзного органа инструкций по охране
труда для работников по профессиям и
видам работ;
- обеспечение работников средствами
индивидуальной защиты ненадлежащего
качества, не имеющих сертификатов, не
соответствующих своему предназначению
по защитным свойствам и т. д., а в ряде организаций отсутствие у
работников
предусмотренных нормами средств
индивидуальной защиты вообще;
- несоблюдение работодателями установленного
порядка осуществления надзора и контроля за
техническим состоянием и безопасной
эксплуатацией производственных зданий и
сооружений;
- многочисленные нарушения
действующих нормативных правовых актов,
содержащие государственные нормативные
требования охраны труда,
регламентирующих порядок безопасной
эксплуатации электроустановок
потребителей, проведения погрузочно-разгрузочных
работ, эксплуатации автомобильного
транспорта и станочного оборудования.
3. Укрупненный
анализ основных причин правонарушений в
сфере труда
Анализ надзорно-контрольной
деятельности Федеральной инспекции
труда свидетельствует, что основными
причинами нарушений законодательства
Российской Федерации о труде и охране
труда продолжают оставаться:
- неудовлетворительное экономическое и
финансовое положение большого числа
хозяйствующих субъектов;
- слабая эффективность ведомственного и
регионального контроля за соблюдением
законодательства о труде и охране труда,
осуществляемого федеральными органами
исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления;
- недостаточная координация на
федеральном уровне и уровне субъектов
Российской Федерации и разрозненность
деятельности органов государственного
надзора и контроля, что в целом снижает
эффективность надзора и контроля,
осуществляемого каждым из них;
- отсутствие эффективных и действенных экономических и
административно-правовых механизмов,
побуждающих работодателей к безусловному
соблюдению требований законодательных и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права;
- недостаточно интенсивная работа по
восстановлению и надлежащему обеспечению
служб охраны труда в субъектах
Российской Федерации, федеральных органах
исполнительной власти, их
территориальных организациях, органах
местного самоуправления, на предприятиях и
в организациях;
- сокращение или полное прекращение
финансирования и материально-технического
обеспечения мер по безопасности
производства и охране труда на федеральном уровне и
уровне субъектов Российской Федерации;
- недостаточный объем научных исследований, направленных на
разработку и применение современных
безопасных технологических процессов, средств контроля,
современного травмобезопасного
оборудования, а также средств
индивидуальной и коллективной защиты;
- низкий уровень правовых знаний и элементарной
дисциплины руководителей организаций,
должностных лиц и персонала.
В случае
необходимости обращайтесь с вопросами и
предложения по адресу mosov@narod.ru